ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Матрица успеха

Матрица успеха

Узбекистан готовит свою формулу преодоления глобальных кризисов.

 

Эксперты предупреждают, что 2016 год станет одним из самых сложных для глобальной экономики. Падение цен на нефть, замедление экономического роста в Китае, непредсказуемость на мировых товарных рынках и ряд других факторов способны замедлить развитие многих стран мира. Узбекистану как члену глобального рынка также придется преодолеть влияние этих вызовов. Что страна готова им противопоставить – выяснял корреспондент Uzbekistan Today.   

Ушедший 2015 год стал для многих отраслей периодом серьезного переосмысления. Время безудержного роста, кредитования и неуемного потребления прошло. Сегодня на первый план выходят новые тренды – экономичность, энергоэффективность, умеренность в аппетитах. Если раньше инвесторы были готовы вкладывать средства и поглощать производства для того, чтобы просто застолбить за собой место на рынке, то теперь все понимают, что настало время точечных и крайне продуманных проектов.

В этом плане Узбекистан оказался, что называется, на коне. Он всегда выбирал под свои проекты конкретных инвес-
торов, которые должны были не просто покупать действующие или строить новые мощности, но и гарантировать привлечение современных технологий, иметь конкретную программу развития на перспективу, создавать новые рабочие места. Государство предоставляло таким стратегическим партнерам основательный пакет льгот и преференций, строило за свой счет необходимую инженерную и коммуникационную инфраструктуру. В результате во всех регионах страны за короткие сроки появились десятки современных производств, активно осваивающих внутренний и внешний рынки. 

В 2016 году Узбекистан намерен вложить в развитие своей экономики свыше $17,3 млрд, из которых 23,5% составят иностранные инвестиции. Кроме того, планируется ввести в эксплуатацию 164 крупных производственных объекта стоимостью $5,5 млрд. В результате экономика по итогам года вырастет на 7,8%, реальные доходы на душу населения – 9,5%, заработная плата, пенсии, стипендии и пособия с учетом всех источников – 15%. И это несмотря на бушующий глобальный финансово-экономический кризис. Неплохие ориентиры, согласитесь. 

Наиболее ярко в этом плане выглядит отечественная автомобильная промышленность. Несмотря на сложную ситуацию на основном экспортном рынке – российском, GM Uzbekistan не только провел ребрендинг для повышения узнаваемости марки, превратившись в Ravon, но и готовит несколько премьер в этом году.

Ravon в переводе с узбекского означает «легкий путь, чистая дорога». Пожалуй, именно так можно охарактеризовать планы компании на новый, 2016 год. На эту мысль наводит и новый слоган компании на экспортных рынках – «Проверено временем, создано заново». То есть отечественный автопроизводитель готов, несмотря на кризис, развиваться и увеличивать свое присутствие на зарубежных рынках, делая ставку на качество, низкие цены, которые достигаются за счет внедрения более эффективного оборудования, снижения издержек и улучшения маркетинговой составляющей.

Эта стратегия была выбрана не случайно. Специалисты компании в течение двух последних лет изучали ведущие экспортные рынки и предпочтения покупателей, остановившись на формуле: узбекистанские автомобили ценят за проверенное временем качество, получаемое за доступные деньги.

Символичным подарком к 20-летию отечественного автомобилестроения в этом году станет запуск нового авто Chevrolet Aveo (Nexia R3). Общая стоимость проекта по освоению производства этой модели превысила 264 млрд сумов. Благодаря новым моделям компания намерена к 2020 году завоевать не менее 5% российского рынка. Поэтому к дебютировавшим в прошлом году под брендом Ravon маркам Matiz и Gentra в 2016 году добавятся Ravon R2 (новая модель компактного автомобиля А класса Chevrolet Spark 2010), Ravon Nexia R3 (бестселлер В класса Chevrolet Aveo), Ravon R4 (новая модель на стыке В/С классов Chevrolet Cobalt). Также в дальнейшем компания планирует разработать еще несколько автомобилей С класса (так называемый «европейский средний класс») и компактный SUV (кроссовер или внедорожник).

Еще одна интересная премьера – запуск в Самарканде производства пассажирских автобусов под брендом MAN, работающих на сжатом природном газе. Первые собранные в Узбекистане модели должны сойти с конвейеров узбекско-немецкого предприятия JV MAN Auto-Uzbekistan в феврале 2016 года.

Первоначально это будет крупноузловая сборка по принципу монтажа кузова на готовом шасси. На мощностях MAN в Малайзии уже произведен опытный образец, на который в Узбекистане было установлено газобаллонное оборудование. Сейчас он проходит эксплуатационные испытания в Ташкенте. Первая партия автобусов, собранных в Узбекистане, составит около 50 единиц.

Автобус рассчитан на 90 человек, оснащен двигателем мощностью 310 л. с., соответствующим стандартам Euro 5. На предприятии уже разработана поэтапная программа локализации выпуска его комплектующих. До конца 2018 года планируется освоить производство стеклопластиковых деталей, лобового и бокового стекол, сидений, подрамников и кронштейнов. К 2020 году начнется выпуск фар, электрических жгутов, зеркал заднего вида, напольного покрытия и внешней обшивки, дверей, замков, поручней и креплений, а к 2022-му – алюминиевых профилей кузова.

Два крупнейших инфраструктурных проекта будут реализованы Национальным железнодорожным перевозчиком «Узбекистон темир йуллари». Уже во втором квартале 2016 года планируется запустить рабочее движение на новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен–Пап. Сначала здесь будут курсировать исключительно грузовые составы, а к сентябрю 2016 года начнется движение пассажирских поездов.

Протяженность новой дороги, возведение которой началось в середине 2013 года, составит 123,1 км. Ее уникальность заключается в том, что она проходит через горный перевал Камчик на высоте более 2,2 тыс. метров. Для преодоления этой преграды китайская China Railway Tunnel Group в настоящее время завершает строительство 19-километрового тоннеля стоимостью свыше $455 млн. Кроме него, здесь уже возведены 285 вспомогательных объектов, 22 моста, шесть железнодорожных станций и два вокзала.

Запуск новой линии позволит завершить формирование международного транзитного железнодорожного коридора Китай – Центральная Азия – Европа. По прогнозам экспертов, только за первый год работы по новой линии будет перевезено около 600 тыс. пассажиров и 4,6 млн тонн грузов.

Общая стоимость проекта превышает $1,6 млрд, из которых свыше $1,08 млрд инвестировали «Узбекистон темир йуллари», Фонд реконструкции и развития Узбекистана и Государственный бюджет. Еще $350 млн в форме кредитов выделили китайский Эксимбанк и $195 млн – Всемирный банк.

Другой проект – пуск в сентябре второй в стране высокоскоростной железнодорожной линии Ташкент–Бухара, строительство которой оценивается более чем в $400 млн. Это позволит почти на два часа сократить время на доставку пассажиров и грузов, снизить эксплуатационные расходы на 30%. Для обслуживания этой дороги Национальный железнодорожный перевозчик Узбекистана и испанская компания Talgo в рамках Международного инвестиционного форума в Ташкенте подписали контракт на покупку двух высокоскоростных электропоездов.

– В новых поездах, в отличие от предыдущих, на два пассажирских вагона больше, – рассказал начальник управления «Узбекистон темир йуллари» по организации движения и эксплуатации высокоскоростных пассажирских поездов Олим Курбонов. – В результате новый поезд, состоящий из двух локомотивов, 10 вагонов и вагона-ресторана, будет перевозить 287 пассажиров. Расширение электрификации железных дорог и увеличение числа высокоскоростных поездов позволит в дальнейшем организовать пассажирские перевозки на современном уровне не только в Ташкенте, Самарканде, Карши, но и других регионах.

Несомненно, большое внимание в 2016 году будет уделено основе отечественного экономического развития – малому бизнесу и частному предпринимательству. Так, например, планируется создание нескольких десятков новых малых промышленных зон.

Сегодня в стране действуют 63 малые промышленные зоны, созданные в августе 2014 года. За это время в них свою работу начали свыше 500 субъектов малого бизнеса, которые не только освоили выпуск продукции для внутреннего рынка, но и активно выходят на пространство соседних государств.

Эти показатели не остались незамеченными, было принято решение о создании новых подобных зон. Они будут формироваться на базе недостроенных и неиспользуемых промышленных предприятий. Таких объектов по стране – свыше 100. Необходимо их тщательно изучить и проанализировать логистику и инфраструктуру. Уже создана специальная рабочая группа, состоящая из представителей Госкомконкуренции, Госархитект-
строя, Госкомкадастра, Минэкономики и других структур, которая занимается изучением этих объектов, генерирует и обобщает предложения по созданию на их базе новых промышленных зон.

В результате будут отобраны наиболее перспективные объекты, для которых администрации районов и городов при поддержке «Узбекэнерго» и «Узтрансгаза» за счет собственных средств построят необходимые инженерные коммуникации и инфраструктуру.

Предприниматели для получения территории в новых зонах должны будут представить на рассмотрение комиссий при администрациях свои бизнес-планы. В ходе конкурсного отбора эксперты определят лучшие проекты, инициаторы которых получат по 0,2–0,3 га. При этом предприниматели должны принять инвестиционные обязательства по созданию новых рабочих мест.

Участки на территории промышленных зон будут предоставляться предпринимателям в аренду на 10 лет. В дальнейшем этот срок можно продлить при условии своевременного и полного выполнения обязательств по ранее заключенным договорам аренды. После заключения договора аренды администрация также окажет предпринимателям помощь в оформлении проектно-сметной документации и, при необходимости, подготовке пакета документов для получения льготного кредитования.

Национальная авиакомпания Узбекистана в этом году также намерена начать эксплуатацию новейших самолетов Boeing-787 Dreamliner. Этот лайнер стал первым пассажирским самолетом такого размера, фюзеляж которого полностью изготовлен из композитных материалов.

Покупка Dreamliner продиктована необходимостью для «Узбекистон хаво йуллари» продолжать оставаться одной из самых конкурентоспособных и востребованных авиакомпаний. Ведь, помимо топливной эффективности, которая измеряется почти 20-процентным снижением расхода топлива по сравнению с конкурентами, Boeing–787 отличают качественно новые характеристики комфорта для пассажиров.

Одна из основных характеристик Boeing-787 – дальность беспрерывного полета, которая может достигать 16 часов. Еще один немаловажный аспект комфортного полета – влажность воздуха. Человек не может долго лететь в разреженном, сухом воздухе. Это приводит к дискомфорту. В Dreamliner есть возможность повысить влажность на 20%, чем в традиционном алюминиевом самолете. Дело в том, что в Boeing-787 используются композитные материалы для фюзеляжа, а это значит, что он не подвержен коррозии, как у других самолетов, и повышенная влажность воздуха ему не повредит.

Отечественные авиаторы строят специальный ангар для новых самолетов, а также планируют ввести в эксплуатацию единственный в СНГ центр по ремонту элементов конструкции самолетов, состоящих из композитных материалов. В будущем здесь будут проводить техническое обслуживание самолетов нового поколения как национального авиаперевозчика, так и иностранных компаний.

Один из флагманов реального сектора экономики – Алмалыкский горно-металлургический комбинат в сентябре планирует ввести в эксплуатацию новую плавильную печь на медеплавильном заводе. Финансирование проекта стоимостью $92 млн осуществляется за счет кредитов Фонда реконструкции и развития Узбекистана и отечественных банков, а также собственных средств комбината.

Новая печь удобна и экономична в эксплуатации, потребляет меньше энергоресурсов, а отходящие газы утилизируются, что позволит улучшить экологическую обстановку. Кроме того, она обеспечивает более высокий показатель извлечения меди.

Это всего лишь малая толика тех сотен проектов, реализуемых сегодня во всех регионах страны. И главное, что каждый из них – это современное и конкурентоспособное производство, новые дороги, транспортная инфраструктура, новые рабочие места, благосостояние населения, позволяющие нашей стране делать очередные шаги к стратегической цели – вхождению в число развитых стран мира.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей