ru en
Архитектурная эпиграфика Узбекистана
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Локализация успеха

Локализация успеха

В столице проходит IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Экономика Узбекистана стоит перед новыми вызовами. Глобальный экономический кризис серьезно переписал экспортные карты многих государств, ужесточив конкуренцию и заставив внедрять гибкие, энергоэффективные и конкурентоспособные модели развития предприятия реального сектора.

У отечественной промышленности есть свой рецепт для дальнейшего развития – кооперация, на основе которой в стране появляются новые продукты, способные не только составить конкуренцию ведущим мировым производителям на внутреннем рынке, но и значительно расширить экспортный поток.

Девять лет подряд октябрь становится своеобразным центром притяжения для реального сектора экономики Узбекистана. В эти осенние дни, по традиции, все огромные площади и павильоны «Узэкспоцентра» занимают отечественные предприятия, которые не только презентуют свою продукцию и достижения, но и ищут партнеров для дальнейшего развития. И здесь действительно собрались флагманы промышленности Узбекистана, которые освоили производство конкурентной продукции, хорошо известной не только в стране, но и далеко за рубежом.

Оценить масштаб ярмарки можно всего лишь по одной цифре. В прошлом году объем заключенных на ней экспортных контрактов превысил $7,2 млрд. В тройку ведущих покупателей отечественной продукции вошли Россия (29%), Казахстан (22%) и Китай (10,5%). В этом году производители планируют значительно превысить этот рубеж и для этого есть все условия.

По традиции, мероприятие разделено на два этапа – весенний и осенний. В апреле–июне по всем регионам страны прошли территориальные ярмарки, завершившиеся шестью промышленными выставками в столице. Их посетили почти 90 тыс. человек. Были заключены контракты на 377,5 млрд сумов (рост на 24,5%), а также отправлено за границу продукции на $180,8 млн (рост 8,4%). На столичных промышленных выставках предприятия подписали соглашения на 617,9 млрд сумов (рост 5,2%).

В этом году ярмарка проходит с небывалым размахом. Предприятий, планировавших презентовать свою продукцию и изучить кооперационные проекты в смежных сферах, было настолько много, что организаторам пришлось построить еще два временных павильона. Сейчас на этой огромной экспозиционной площадке, которую трудно обойти даже за несколько дней, свою продукцию представляют свыше 2 тыс. отечественных фирм, компаний и предприятий. А это более 21 тыс. видов товаров, производство которых было локализовано в стране за последние годы. Сухие цифры, но за ними скрываются современные мощности, десятки тысяч новых рабочих мест.

Как всегда, лидером в процессе локализации и импортозамещения производства остается отечественная автомобильная промышленность, представители которой заняли львиную долю открытых площадок «Узэкспоцентра».

Сегодня автопром Узбекистана – это целый ряд предприятий, оснащенных современным оборудованием, которое позволяет выпускать продукцию по самым высоким мировым стандартам, гибко и быстро переориентировать производство под запросы рынка. В рамках Программы локализации и импортозамещения в отрасли освоен выпуск кузовных частей автомобилей, бамперов, внутренней обшивки салона, сидений, инструментальных панелей, жгутов и проводов, топливных баков, колес и аккумуляторных батарей.

И эта работа постоянно приносит плоды. Создание новых предприятий локализации является одним из стимулов для дальнейшего развития отрасли. Они призваны демонстрировать потенциал действующих мощностей предприятий, а также обеспечить производство импортозамещающей продукции.

Простой пример – несколько месяцев назад АК «Узавтосаноат» и южнокорейская компания INZI AMT Co., Ltd. достигли договоренности о строительстве нового завода по производству алюминиевых деталей методом высокоточного литья под давлением для двигателей GM. Южнокорейская компания предоставит свои технологии и ноу-хау. Планируется, что объект будет запущен в эксплуатацию уже в конце 2016 года. Общая стоимость проекта превышает $13,2 млн. Годовая мощность предприятия достигнет 150 тыс. комплектов деталей.

Еще один интересный проект – производство новых аварийно-спасательных машин легкого класса на базе микроавтобуса Damas. GM Uzbekistan совместно с МЧС уже подготовила техническое задание и намерена в ближайшее время выпустить 14 тестовых образцов. Автомобиль будет способен вместить пять человек с необходимым оборудованием и снаряжением, используемым в ходе спасательных работ. Предприятие будет выпускать только автомобили, а его комплектацией специализированным оборудованием займутся другие компании. По данным МЧС, в каждое из 17 аварийно-спасательных подразделений, имеющихся в республике, требуется по 2–3 такие машины.

При этом сегодня перед отечественным автомобилестроением стоят новые задачи. Это прежде всего выпуск конкурентоспособных автомобилей с увеличением доли локализованной продукции, постоянное обновление модельного ряда с учетом запросов потребителей. Успешным примером воплощения всех этих аспектов является совместное узбекско-германское предприятие JV MAN Auto-Uzbekistan, выпускающее грузовики и специальную технику для большинства важнейших инфраструктурных объектов Узбекистана. Если раньше автодорожники в основном закупали технику за границей, то теперь значительная ее часть производится на заводе MAN в Самарканде. Также завод освоил выпуск заправщиков и другой спецтехники для обеспечения надежного функционирования гражданской авиации Узбекистана.Интересно, что популярный микроавтобус Damas стал базой для еще одной новинки этого года. 27 июля GM Uzbekistan начал серийное производство субкомпактных грузопассажирских автомобилей Labo. Это модификация модели Damas с открытым бортовым кузовом, предназначенная для перевозок грузов. Она обладает грузоподъемностью до 550 кг, трехцилиндровым двигателем объемом 0,8 л и пятиступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль уже пользуется большой популярностью у отечественных служб доставки за свою маневренность и топливную эффективность. Ежегодно на заводе в Хорезме планируется производить до 5 тыс. автомобилей. Общая стоимость проекта превысила $5,9 млн.

В 2011 году в Самарканде был построен новый завод – UzAuto Trailer, который стал завершающим «штрихом» в создании в Узбекистане комплекса по производству и обслуживанию большегрузных машин MAN. Главная задача нового предприятия – выпуск навесной и прицепкой техники: кузовов и полуприцепов, контейнеровозов, автовозов, тентовых полуприцепов и других видов продукции. Проектная мощность завода рассчитана на 3 тыс. единиц: 2 тыс. полуприцепов и 1 тыс. навесной техники, также планируется выпуск широкого спектра автомобильной техники для обеспечения различных отраслей республики, в том числе самосвальных кузовов, полуприцепов, контейнеровозов, тентовых, изотермических полуприцепов и фургонов.

Не отстают от автомобилестроителей и отечественные металлурги, планирующие в ближайшее время реализовать ряд перспективных проектов. По словам заместителя руководителя информационного центра «Узметкомбината» Акмаля Шарипова, комбинат реализует масштабную инвестиционную программу, в основе которой лежат локализация и импортозамещение.

В сентябре на предприятии введен в эксплуатацию цех по производству теплоизоляционных материалов на основе базальта. Комбинат благодаря имеющейся производственной и сырьевой базе успешно освоил производство высококачественных теплоизоляционных материалов, таких, как минеральная вата, жесткие и полужесткие плиты, прошивные маты, которые востребованы во многих странах.– Мы демонстрируем на ярмарке продукцию, в том числе поставляемую на экспорт и освоенную в 2015 году в рамках Программы локализации производства. Участие в главном промышленном форуме страны служит важнейшим фактором для стабильной работы предприятия в ближайшие годы, так как именно здесь заключается большое число контрактов. Например, на территориальной промышленной ярмарке и кооперационной бирже этого года мы заключили договоры на приобретение сырья, материалов и оборудования на 5,6 млрд сумов, на отраслевой – на 6,5 млрд сумов, а также на реализацию собственной продукции – на 5,6 млрд сумов, – подчеркнул он.

Сегодня «Узметкомбинат» обеспечивает своей новой продукцией строительную, химическую, нефтяную и энергетическую отрасли страны. При этом немаловажно, что это позволило сократить импорт теплоизоляционных материалов в республику, дало экономию валютных средств. По экспертным оценкам, базальтовая продукция предприятия не только не имеет аналогов в Узбекистане, но и по своей конкурентоспособности и доступности не уступает образцам ведущих мировых производителей.

Среди других важнейших перспективных проектов – разработка месторождения титаномагнетитовых руд Тебинбулак, расположенного в Каракалпакстане. Его утвержденные запасы составляют 450 млн тонн руды, а общие оцениваются в более 3 млрд тонн.

Как всегда, один из самых ярких стендов, привлекающих внимание своим разнообразием, представил «Узбекенгилсаноат». В этом году в экспозицию компании вошли свыше 130 предприятий отрасли, демонстрирующие готовую продукцию на экспорт: трикотажное полотно, трикотажные и швейные, чулочно-носочные изделия, домашний текстиль, спецодежду. По итогам нынешней ярмарки они планируют заключить контракты на сумму, в три раза превышающую прошлогодние показатели.В рамках проекта планируется разработка карьера с годовым объемом добычи руды – 22 млн тонн, строительство горно-обогатительного комбината, а также металлургического комплекса по выпуску чугуна с годовым объемом – 1,5 млн тонн. Запуск нового месторождения позволит начать в Узбекистане производство стали из собственного сырья.

– Участие в крупнейшем промышленном форуме страны дает хорошую возможность предприятиям не только презентовать свою продукцию, но и ознакомиться с техническими новинками производства, достижениями смежных отраслей, определить потребность на ближайшую перспективу в материалах и комплектующих, заключить договоры без проведения тендерных торгов. В прошлом году на ярмарке более 100 предприятий легкой промышленности заключили контракты на поставку продукции более чем на 40,7 млрд сумов, – сообщил директор Агентства по рекламе и маркетингу текстильной продукции при АО «Узбекенгилсаноат» Даврон Акбаров.

Интересную новинку на своих стендах представили и отечественные машиностроители. Узбекско-немецкое совместное предприятие Uz CLAAS Agro в 2017 году намерено начать серийный выпуск специализированных тракторов, приспособленных для работы на хлопковых полях. Первые четыре опытные модели проходят обкатку на полях фермерских хозяйств в различных областях страны.

– Это первый подобный трактор в мире – он основан на базе немецкого трактора AXOS 340, но доработан узбекскими конструкторами. Так, например, изменена колесная база – с традиционных для Европы четырех колес мы перешли на более подходящие для нас три. Техника была собрана на мощностях немецкого концерна CLAAS, расположенных во Франции. Двигатель трактора – 100 л. с. Он сможет не только заниматься междурядной обработкой и севом хлопчатника, но и его культивацией, опрыскиванием и чеканкой, – рассказал начальник отдела маркетинга и сбыта предприятия Агзамджон Озодов.

Решение о мощностях линии будет принято после завершения испытаний в 2016 году. Одновременно специалисты займутся вопросами локализации производства части комплектующих в Узбекистане. Кроме того, уже в будущем году предприятие планирует запустить выпуск подобной модификации трактора, но в обычной четырехколесной компоновке. Он универсален, поэтому может использоваться для различных сельскохозяйственных работ. В прошлом году Uz CLAAS Agro реализовало 500 тракторов и 220 комбайнов.

Одним из крупных и постоянных участников промышленного форума является Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари». Центральное место здесь уделено авиапредприятию Uzbekistan Airways Technics, которое занимается техническим обслуживанием самолетов западного производства, ремонтом их компонентов и интерьера, а также покраской всех видов и модификаций воздушных судов. За короткое время оно смогло добиться признания не только на Родине, но и за рубежом, ежегодно обслуживает порядка 10 судов иностранных авиакомпаний.

IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа, которая продлится до 2 ноября 2015 года, несомненно, станут знаковым событием для представителей индустриальной сферы. Ведь именно здесь будет сформирован основной пакет договоров без проведения дополнительных тендерных торгов на поставку и закупку готовых изделий, оборудования, материалов и сырья по линии локализации и кооперационных связей, включая оказание производственных услуг. Корреспонденты Uzbekistan Today еще не раз расскажут о перспективных проектах и новых достижениях отечественной промышленности, которые стали возможны благодаря этому уникальному событию.

(В рамках социального заказа Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе).

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей