ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Инновации против кризиса

Инновации против кризиса

Любое государство в мире не может двигаться вперед без стратегической программы развития и четко сформулированных ориентиров.

Это важно не только для того, чтобы понять – куда идти, но и как это сделать. Для Узбекистана такой своеобразной дорожной картой стали выступления главы государства, который в начале каждого года подводит итоги минувшего и говорит о новых задачах.    

В этом году выступление главы государства во многом отличалось от предыдущих. Причины этому две – страна сегодня стоит перед серьезными глобальными геополитическими и экономическими вызовами, от правильного разрешения которых во многом зависит ее будущее.

«Определяя основные приоритеты социально-экономического развития нашей страны на 2016 год, – подчеркнул Президент, – мы не можем не учитывать серьезные проблемы, возникающие в связи с продолжающимся глобальным кризисом, резким сокращением спроса, неопределенностью и существенно возросшей жесткой конкуренцией на мировых рынках, падением темпов роста производства и всеми вытекающими отсюда последствиями, коснувшимися большинства государств в мире».  

Ответом на эти мировые проблемы станет непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности, внедрение инноваций.

Ключевая цель для государства – увеличить не менее чем в два раза внутренний валовой продукт Узбекистана до 2030 года. Как этого добиться? За счет кардинальных структурных преобразований, ускоренного роста промышленности с доведением ее доли в ВВП до 40% против 33,5% в 2015 году, а долю сельского хозяйства снизить с 16,6% до 8–10%, сократить энергоемкость ВВП примерно в два раза в результате широкого внедрения современных энергосберегающих технологий.

Здесь можно задать вполне справедливый вопрос: насколько реальна эта задача? Исследования аналитиков показывают, что для нашей страны она не только выполнима, но и имеет тенденцию к росту. Так, например, согласно расчетам, для того, чтобы добиться роста ВВП к 2030 году в два раза, достаточно обеспечить среднегодовые темпы прироста на уровне 4,8%. В Узбекистане за последние 11 лет ежегодный рост ВВП составлял не менее 8%, и даже в сложном 2016 году, когда многие страны СНГ прогнозируют минусовые показатели своих экономик, мы планируем достигнуть роста на 7,8%.

Задача поставлена, но для ее эффективной реализации нужны конкретные механизмы. В этом качестве выступят традиционно принимаемые каждый год инвестиционные программы, а также разрабатываемые сегодня программные комплексы мер по глубокой переработке сырья и полуфабрикатов, обладающих высоким экспортным потенциалом. 

В основу этих документов ляжет ориентация на последовательные многостадийные циклы переработки сырья в востребованную на мировом рынке продукцию. И схема здесь проста: добываемое в стране сырье сначала проходит первичную переработку, превращаясь в полуфабрикаты. Эти операции можно реализовывать на базе флагманов горнодобывающей промышленности – Алмалыкского и Навоийского ГМК, Узметкомбината. Затем полуфабрикаты на современных заводах превращаются в готовые материалы для промышленного производства и отправляются к производителю, чтобы превратиться там уже в продукцию для конечного потребления.

По прогнозам экспертов, в результате выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в Узбекистане объемы производства нефтегазохимической продукции могут быть увеличены с освоением новых ее видов к 2030 году в 3,2 раза, изделий из цветных металлов – 2,2 раза, из черных металлов – 2,3 раза, продукции химической промышленности, включая минеральные удобрения, – 3,2 раза.

Углубленная переработка хлопкового волокна, фруктов и овощей по современным технологиям позволит увеличить к 2030 году объемы производства востребованной на внешнем и внутреннем рынках экологически чистой готовой продукции текстильной и легкой промышленности в 5,6 раза, плодоовощной – 5,7 раза.

При этом глава государства особо подчеркнул необходимость повышения ответственности должностных лиц, независимо от их ведомственного подчинения, за завоз и установку техники и оборудования, отвечающих самым современным требованиям.

Для контроля этого процесса в прошлом году при правительстве Узбекистана было создано Агентство по экспертной оценке технико-экономических обоснований проектов вновь строящихся и реконструируемых производственных мощностей, техники и технологий. Наряду с этим, по мнению Ислама Каримова, необходимо внести в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс конкретные статьи по усилению ответственности заказчика за завоз и ввод в строй физически и морально устаревшего оборудования.

В условиях все более ужесточающейся конкуренции на мировых рынках приоритетное значение также приобретает кардинальное повышение конкурентоспособности нашей экономики, усиление поддержки предприятий-экспортеров, всестороннее стимулирование участия в экспорте фермерских хозяйств, малого бизнеса и частного предпринимательства.

Именно в этих сферах, по мнению Президента, имеется огромный, еще незадействованный потенциал. В первую очередь следует критически пересмотреть систему льгот, предоставляемых экспортерам, принять дополнительные меры по дальнейшему упрощению таможенных процедур, сокращению сроков их осуществления и снижению тарифов на проведение внешнеторговых операций. Необходимо шире внедрять электронную форму оформления всех документов и разрешительных процедур, связанных с экспортом продукции.

Еще один момент, в котором Узбекистан пока вынужден догонять мировое сообщество, – это внед-
рение информационно-коммуникационных технологий в экономике и деятельность государственного сектора. Как отметил Президент, несмотря на то, что в последние годы этот сектор развивается опережающими темпами, надо признать, что мы находимся только на начальной стадии – на долю ИКТ приходится лишь около 2% ВВП. Для сравнения: в Республике Корея доля сектора ИКТ в ВВП страны превышает 11,8%, Швеции – 7%, США – 6,8%.

При этом у нас есть все необходимые ресурсы и возможности для более ускоренного развития этого сектора, в том числе подрастающий профессиональный кадровый потенциал, который готовят действующие в Ташкенте зарубежные и местные университеты.

Также необходимо кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство». 

– Весь мировой опыт показывает, что в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне, – подчеркнул Президент Узбекистана.

Другое важнейшее направление на ближайшую перспективу – даль-
нейшее углубление реформирования и структурных преобразований в сельском хозяйстве, повышение эффективности использования земельных и водных ресурсов.

По словам Ислама Каримова, Узбекистан до конца 2020 года намерен значительно сократить объемы производства хлопка-сырца. За этот период планируется сократить объемы производства и государственных закупок хлопка-сырца с 3,35 млн тонн до 3 млн тонн.

Столь кардинальное решение для страны, которая занимает шестое место в мире по объемам производства хлопкового волокна и пятое – по его экспорту, по мнению экспертов, обусловлено резким падением в последние годы цен и востребованности хлопкового волокна на мировом рынке. 

Тем не менее, по данным, приведенным Исламом Каримовым, объем производимого хлопка-сырца позволит, с одной стороны, полностью обеспечить потребности текстильной и легкой промышленности в сырье с учетом его глубокой переработки, а с другой – сохранить твердые позиции страны как поставщика хлопкового волокна и его производных на мировые рынки.

– За счет сокращения производства хлопка-сырца на 350 тыс. тонн высвобождается порядка
170,5 тыс. га поливных земель. Это, как правило, земли с низким бонитетом, где урожайность хлопчатника не превышает 12–15 ц с гектара – при средней достигнутой в стране урожайности 26,1 ц с гектара. Высвобождаются в основном засоленные земли, а также в предгорных зонах, непригодных для возделывания хлопчатника, – подчеркнул глава государства.

Многие аналитики связывают такое решение с вполне удачным в последние два года развитием ситуации с экспортом узбекской плодоовощной продукции в Россию. Только за 9 месяцев 2015 года поставки узбекских овощей и фруктов в физических объемах увеличились на 78,4%.

Кроме того, стороны договорились рассмотреть возможность создания российско-узбекской рабочей группы по сельскому хозяйству, которая могла бы стать эффективным механизмом сотрудничества между профильными министерствами и послужить фактором дальнейшего наращивания взаимодействия в сфере агропромышленного комплекса.

Выгоды для Узбекистана здесь вполне очевидны: плодоовощная продукция, в отличие от хлопка, не только потребляет меньше воды, но и имеет куда более стабильный спрос.  

Поэтому, по словам главы государства, на посевных площадях, освобождаемых из-под хлопчатника, в первую очередь будут высеваться овощные культуры, в том числе картофель, кормовые, масличные, создаваться сады и виноградники.

– В результате оптимизации посевных площадей и внедрения современных агротехнологий к 2020 году предусматривается довести объемы производства зерновых колосовых культур до 8,5 млн тонн с ростом на 16,4%, увеличить объем производства картофеля на 35%, других овощей – на 30%, плодов и винограда – на 21,5%, мяса – на 26,2%, молока –
на 47,3%, яиц – на 74,5%, рыбы – в 2,5 раза, –
подчеркнул Ислам Каримов. При этом глава государства особо отметил, что, по прогнозам, именно по этим видам продукции стоит ожидать серьезного роста экспорта.

Особую роль для роста экономики приобретают создание новых и расширение действующих транспортных артерий. Так, только в этом году автодорожники завершат строительство и реконструкцию около 513 км дорог. В сфере железнодорожного транспорта ключевым направлением станет дальнейшее развитие сети железных дорог, обеспечение электрификации участка железных дорог Самарканд–Бухара и продолжение работ по электрификации участка Карши–Термез. Важным событием года явится завершение строительства 19-километрового железнодорожного туннеля через перевал Камчик и открытие железнодорожного движения по линии Ангрен–Пап, что позволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом между областями Ферганской долины и другими регионами страны.

По-прежнему в центре внимания правительства в 2016 году останутся и вопросы, связанные с развитием социальной сферы, дальнейшим повышением уровня и качества жизни населения. На социальную сферу в этом году будет направлено 59,1% всех расходов Государственного бюджета, в том числе на образование – 33,7%, здравоохранение – 14%. При этом затраты на содержание и развитие сферы образования возрастут против прошлого года на 16,3%, здравоохранения – на 16%.

Узбекистан продолжит и политику по дальнейшему снижению уровня социального расслоения общества. Так, например, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и
10% наименее обеспеченного населения – так называемый «децильный коэффициент» – имеет устойчивую тенденцию к снижению и в прошлом году составил 7,7 процентных пунктов по сравнению с 8,5 в 2010 году. Сложившийся международный показатель, характеризующий расслоение по доходам, – индекс Джини в 2015 году составил 0,28 против 0,39 в 2000 году, что по своему уровню значительно ниже, чем во многих экономически развитых и развивающихся странах мира.

Качественные изменения произошли в уровне и структуре обеспеченности населения товарами длительного пользования, большинство из которых сегодня производится у нас в стране. В частности, обеспеченность семей легковыми автомобилями достигла 42 на 100 семей, что в 1,5 раза больше показателя пятилетней давности, персональными компьютерами – 47 с ростом за этот период в 3,9 раза, кондиционерами –
31, или, соответственно, в 1,7 раза, мобильными телефонами – 234, или в 1,6 раза.

 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей