ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Импорт – на замещение

Импорт – на замещение

На этой неделе в Узбекистане завершается трехмесячный выставочный марафон – первый этап Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи. Стартовавший в начале апреля в Самарканде экспозиционный локомотив достижений отечественной промышленности побывал во всех регионах Узбекистана, завершив свое путешествие в павильонах «Узэкспоцентра». Десятки тысяч образцов продукции, изготовление которой было налажено в рамках кооперации и импортозамещения, в очередной раз подтвердили эффективность этой площадки, в девятый раз объединившей отечественных производителей, ученых, экспертов и иностранных инвесторов в стремлении реализовать интересные инициативы.

Гармония поэтапности

В последний год тема импортозамещения стала одним из главных трендов, обсуждаемых на пространстве СНГ. Сложившаяся ситуация не вызывает сомнений, что влияние геополитики на мировые экономические связи будет только расти. А это в полной мере доказывает, что страна только тогда станет полностью независимой, когда добьется создания у себя эффективно работающего реального сектора, производящего критически важную для функционирования страны продукцию.

Говорить о том, что другие страны СНГ раньше не занимались созданием собственной производственной базы, а теперь пытаются наверстать упущенное, конечно, неверно. Но дело, как говорится, в мелочах. В нашей республике 20 лет назад были сформулированы четкая стратегия и вектор развития, направленный на поэтапный переход от сырьевой модели к максимальному производству готовой продукции с добавленной стоимостью. И ключевое слово здесь – поэтапность. Нельзя было в первые годы независимости отказываться от экспорта газа и хлопка, которые приносили валюту в бюджет. И в стране на тот момент не было мощностей и технологий для их переработки. Поэтому правительство определило ключевые направления для становления промышленности и занялось выработкой необходимых законодательных и административных условий.          

Эксперты тогда четко обозначили проблему: само по себе импортозамещение не может появиться без соблюдения ряда ключевых условий. Это – инвестиции в создание новых производственных мощностей и модернизацию действующих, льготы для предприятий, реализующих проекты локализации, лояльная кредитная политика, внедрение международных стандартов управления качеством, предсказуемость налоговой политики, трансфер технологий. Но главное – это системный подход государства, которое должно взять на себя основную роль – ответственного за координацию и развитие сферы. Создание этих условий стало залогом успешного развития процессов локализации и импортозамещения в Узбекистане. В результате за период с 2000 по 2013 годы производительность труда в стране выросла в 2,1 раза, а энергоемкость экономики снизилась в 3,2 раза. При этом качественно изменилась структура экспорта, в котором в разы увеличилась доля продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, например, поставки автомобилей увеличились в 11,6 раза, пряжи – 4,1 раза, трикотажного полотна – 14,8 раза, удобрений – 11,3 раза.    

В Узбекистане государственная поддержка процессов локализации и импортозамещения представляет собой комплексные меры, направленные на создание высокотехнологичных и конкурентоспособных сегментов национальной экономики. Необходимость в появлении условий для перехода к принципиально новому этапу – от экспортно-сырьевого к промышленно-ориентированному типу развития – в середине 90-х годов прошлого века обусловила разработку на постоянной основе среднесрочных программ локализации. Именно они стали основой для модернизации, внедрения инноваций, создания высокопроизводительных рабочих мест и повышения квалификации персонала, без чего было невозможно сделать продукцию отечественного реального сектора конкурентоспособной. Также хорошо себя зарекомендовала практика по заключению специальных инвестиционных контрактов с иностранными инвесторами, которым передаются производственные мощности по нулевой стоимости, но с определенными обязательствами.

Локализация сегодня продолжает оставаться одним из главных приоритетов экономической политики Узбекистана. Предприятия, реализующие эти проекты, получают значительные льготы и преференции. Они освобождены от налога на прибыль, единого налогового платежа и налога на имущество, уплаты таможенных платежей за ввозимое технологическое оборудование, запасные части и компоненты, не производимые в республике и используемые в технологическом процессе. При этом средства, высвобождаемые за счет льгот, должны направляться на создание новых, расширение, реконструкцию и модернизацию действующих мощностей, внедрение систем управления качеством, поощрение инженерно-технических работников предприятий, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также на снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Проведенный экспертами анализ состояния кооперации между отечественными предприятиями показал, что одной из основных причин ее неразвитости и как результат этого – импорта аналогичных производимым в республике товаров из-за рубежа стали отсутствие и недостаток информации. Поэтому в стране была запущена уникальная инициатива – формирование перечня готовой продукции, материалов и комплектующих изделий, рекомендуемых к освоению отечественными производителями.

Если раньше предприниматели были вынуждены сами искать ниши на рынке, терять время на изучение конъюнктуры, то в настоящее время министерства и ведомства сами изучают и разрабатывают перечни необходимой республике продукции. Эти предложения направляются заинтересованным субъектам и публикуются в Интернете на специально созданном для этих целей сайте, а также на сайте Министерства экономики. При этом одним из основных факторов, способствующих успешному выполнению параметров программы локализации, выступила еще одна технологичная инициатива – в стране заработала автоматизированная система разработки и рассмотрения паспортов локализации. С ее помощью инициаторы проекта по Интернету могут оформить первичную заявку на реализацию проекта локализации продукции.

Результаты этой большой работы налицо – только в первом квартале этого года по 504 проектам локализации произведено продукции более чем на 620 млрд. сумов, расчетный эффект импортозамещения превысил $260 млн. Освоен выпуск свыше 430 новых видов продукции, в том числе запасных частей к экскаваторам, кузовных штампованных деталей автомобилей «Дамас», узлов компрессорных агрегатов, моторных масел, шахтных вагонеток, новых видов холодильников и морозильников, электропечей, светильников, энергосберегающих светодиодных ламп, комплектующих изделий для бытовой техники, велосипедов, спортивных тренажеров и другой готовой продукции. Особые успехи достигнуты в обеспечении внутреннего рынка качественной пищевой и текстильной продукцией – с начала года освоен выпуск 19 новых видов и 151 новой модели готовых швейно-трикотажных изделий, 98 новых видов кондитерских изделий, плодоовощной и мясомолочной консервной продукции. В результате объем производства потребительских товаров возрос на 11,2%, в том числе продовольственных – на 19,2% и непродовольственных – на 6%.

Сверка часов

Эксперты подчеркивают, что мир не стоит на месте, и сегодня необходимо максимально активизировать работу по усилению кооперационных связей, что будет способствовать повышению выпуска конкурентоспособной продукции, экономному и рациональному расходованию валютных ресурсов, укреплению стабильности на внутреннем рынке, росту числа малых предприятий в производственной сфере. Все это вкупе даст экономике возможность развиваться и расти, обеспечивая население качественной и дешевой продукцией отечественного производства, и одновременно увеличивать покупательную способность и доходы граждан. Особая роль в этом процессе отведена Международной промышленной ярмарке и Кооперационной бирже, которая в этом году уже в девятый раз продемонстрирует всему миру потенциал отечественного реального сектора.

По традиции, столь масштабное мероприятие проводится в два этапа. Эта схема очень удобна, так как позволяет предприятиям и малому бизнесу сначала ознакомиться с конъюнктурой у себя в регионе, изучить возможности партнеров и конкурентов, а уже после выходить с готовыми предложениями на республиканский уровень. На первом этапе с марта по июнь прошли сначала территориальные промышленные, затем эстафету продолжили отраслевые промышленные ярмарки, последняя из которых в эти дни проходит в павильонах «Узэкспоцентра». Завершит это масштабное действо своеобразный финал марафона – IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа (МПЯКБ), которая начнет свою работу в октябре 2015 года.

Подобная схема предоставляет массу перспективных возможностей. Например, по итогам региональных ярмарок участники определяют потребности на ближайшую перспективу и заключают на этой основе договоры намерений на освоение новых видов промышленной продукции. После этого у них есть около четырех месяцев на отработку производства новых видов продукции, изготовление пробных партий, а также согласование с заказчиками и доведение до требуемого качества технических параметров осваиваемых изделий. В итоге на втором этапе эти контракты уже трансформируются в конкретные договоры о поставках, составляя портфель заказов производителя на следующий год. В прошлом году в рамках первого этапа свыше 3,8 тыс. предприятий представили более чем 19 тыс. видов продукции. По его итогам заключены договоры на поставку продукции на 890,5 млрд. сумов, а на экспорт – на $260,2 млн. В ходе второго эти показатели увеличились в разы. 

Но сухие цифры не всегда могут четко отразить изменения, происходящие в сфере. Нагляднее всего говорят примеры предприятий, осваивающих новую для страны продукцию. Так, например, 20 лет назад в стране действовало всего четыре фармацевтических предприятия. А сегодня их счет пошел на десятки. Одно из них – узбекско-южнокорейское совместное предприятие Bagil medical new technology, которое в конце прошлого года освоило выпуск 5-миллиграммовых шприцев. Предприятие работает над расширением производства качественной продукции медицинского назначения и с 2016 года планирует расширить ассортимент и экспортировать 50% продукции. Здесь планируется освоить выпуск четырех видов шприцев и инфузионных медицинских систем. В планах и проект по выпуску отвечающей международным стандартам стерилизованной медицинской ваты из местного сырья. Стоимость работ оценивается в $2,6 млн. Новая линия будет способна ежегодно выпускать 1100 тонн продукции. За рубеж ежегодно планируется поставлять готовой продукции более чем на $2,2 млн.

Узбекско-китайское предприятие Navoiy Hunan Pulp закрыло огромную нишу на внутреннем рынке, которую в последние годы занимали зарубежные производители. Здесь был освоен выпуск памперсов для детей, качество которых отвечает международным стандартам, производится 19 видов детских подгузников и гигиенических средств. В прошлом году СП выпустило продукции на 6,4 млрд. сумов и экспортировало на $84 тыс.

Своеобразным хрестоматийным примером для отечественной локализации выступает автомобильная промышленность. Несколько десятков предприятий поставляют GM Uzbekistan различные комплектующие, и ежегодно их число только растет. Например, на действующем в Андижане узбекско-сингапурском СП Idas elektroniks sistem освоен выпуск качественных плееров и электронных часов для отечественных автомобилей. В первом квартале 2015 года было выпущено 28,9 тыс. плееров и 26,2 тыс. часов.

В этом году Кооперационная биржа ярко продемонстрировала стремление государства задействовать все возможные экономические стимулы и механизмы для повышения эффективности отечественной промышленности. В этом плане кооперация очень важна, так как обеспечивает динамичное и устойчивое развитие экономики, приобретающей инновационный характер, внедрение новых, эффективных технологий в производство, широкое использование местных сырьевых и производственных ресурсов, расширение процесса диверсификации в промышленности. Поэтому в рамках ярмарки отечественные предприятия традиционно получают право заключать прямые контракты без проведения тендерных торгов. 

Не менее важна и международная составляющая. Первую ярмарку посетили всего 50 иностранцев, в прошлом году – уже свыше 1200 представителей иностранных фирм и компаний из 57 стран мира. Зарубежные участники и гости отметили высокий уровень организации мероприятия. Одним из главных преимуществ для иностранных посетителей является то, что все промышленные предприятия Узбекистана, специализирующиеся в различных отраслях производства, размещены в одном месте. Посетители могут ознакомиться с промышленным потенциалом Узбекистана, проработать вопросы по закупке продукции местного производства и заключить договоры поставки. Одновременно у иностранных предпринимателей есть возможность оценить как перспективы создания в Узбекистане собственного или совместного предприятия по выпуску высокотехнологичной продукции, так и для осуществления толинговых операций.

Первый этап МПЯКБ отразил еще одну важную тенденцию для современной отечественной промышленности – ставку на повышение качества продукции. Это позволило за короткий срок изменить ситуацию во многих отраслях, где раньше балом правили импортные товары. Сегодня на прилавках магазинов отечественная продукция потеснила привозную, и важно, что это произошло за счет не более дешевой цены, а роста качества.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей